User Rating: 0 / 5

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

ВЫ РАБОТАЕТЕ НА САЙТЕ http://www.batraeva.com

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»--многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия.Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской литературе и философии.     
        В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла—Воланд.    
      Иешуа—это пример чистой идеи, Он философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том,чтобы сделать мир добрее и чище. Жизненная философия Иешуа такова:»Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые. «Добрый человек»,-- обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.    
      Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло более двадцати веков, а олицетворение добра и любви—Иисус—жив в душах людей.Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.   
        Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.     
      Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла.Считается, что  главное занятие Сатаны—неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого слишком умен и гуманен.     
        Мне кажется, что Воланд олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никонором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.   
      Поэтому Воланд в художественном мире романа не столько противополжность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в мире удивительно тесно   переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей за их же зло ради справедливости. Зло для Воланда не цель, а средство справится с людскими пороками. 
         На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе Мастера и в романе о Мастере добро в борьбе со злом  терпит поражение: распят Иешуя, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит:»Все будет правильно. На этом построен мир».Это значит, что действительность существует все-таки ради  добра. Мировое зло и страдание—нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.     
        Но в жизни каждого человека бывает момент выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как  ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать.Трусость и предательство—самые тяжкие человеческие пороки.    
        Роман «Мастер и Маргарита»  об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, За собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе или к рабству и предательству.