Neopod.ru


  Рубаи Омар  Хаям , его философско-лирические четверостишия  известны не только на родине автора, но и во всем мире. Выдающейся ученый, он сумел перенести обширные и глубокие знания во многих областях науки в свою поэзию. Вполне естественно, что как ученого и поэта Омара Хаяма интересовал вопрос: что же из себя представляет человек и его жизнь?
      Этот мир—эти горы, долины, моря—
 
      Как волшебный фонарь.Словно лампа—заря,
 
      Жизнь твоя—на стекло нанесенный рисунок,
 
      Неподвижно застывший внутри фоноря.
 
  Да, у каждого жизнь, действительно, может быть такой—застывшей, неподвижной, неизменной. Однако знание законов убеждает великого поэта в другом:
 
      Сышал я: под ударами гончара
 
       Глина тайны свои выдавать начала:
 
      «Не топчи меня!—глина ему говорила.
 
      –Я сама человеком была лишь вчера».
 
 В жизни очень часто человек не может предугадать будущее, повороты судьбы, которая нередко разбивает даже самые продуманные планы. Раздумывая об этом, Омар Хаям приходит к выводу о том, что человека по жизни ведет воля Бога, а не собственные желания и стремления:
 
         Мы—послушные куклы в руках у Творца!
 
         Это сказано мною не ради словца,
 
          Нас по сцене всевышний на ниточках водит
 
          И пихает в сундук, доведя до конца.
 
    Взгляды поэта на Ад и Рай отличаются от общепринятых. Омар Хаям считает, что эдемский сад и преисподня—составляющие части человека, его мировоззрений, убеждений, желаний.
 
          «Ад и рай—в небесах»,–утверждает ханжа.
 
           Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
 
           Ад и рай—не круги во дворце мирозданья,
 
           Ад и рай—это две половины души.
 
 Среди людей есть трусы, а есть герои, есть благородные, но есть и подлецы. Как же это получается, что в одной семью могут вырасти два совершенно непохожих друг на друга человека? Почему один и тот же человек в разное время может быть добрым и злым, веселым и печальным?
 
           Мы источник веселья—и скорби родник.
 
           Мы вместилище скверны и чистый родник.
 
           Человек—словно в зеркале мир—многолик,
 
           Он ничтожен—и он же безмерно велик!
 
    И все же Омар Хаям был истинным ученым, потому что он прекрасно плонимал: всех знаний мира не хватит, чтобы постичь человека и человеческую жизнь.
          
            Много лет размышлял я над жизнью земной.
 
            Непонятного нет для меня под луной.
 
           Мне известно, что мне ничего неизвестно!—
 
           Вот последняя правда, открытая мной.