User Rating: 0 / 5

Star InactiveStar InactiveStar InactiveStar InactiveStar Inactive
 

 

Ц.ЕЛЬ:  расширить представление учащихся об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой.
Ход урока:
{Мальчик-чтец)
Ход урок Избу освещает Огонек светится; Зимний вечер длится, Длится без конца.
И начну у бабки Сказку я просить; И начнет мне бабка Сказку говорить.
Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый   волк достал.
Слушаю я сказку-Сердце так и мрет, А в трубе сердито Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке... Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит...
-  Здравствуйте, дорогие ребята. Хотите, я расскажу вам сказку?
-        В некотором царстве, в фольклорном государстве жили -
были многочисленные народы пословицы, поговорки, загадки,
былины, песни. А правили в том государстве сказки. Но постепенно    
их могущество ослабевало из-за постоянных раздоров. Волшебные сказки кричали, что их любят больше всего, ведь в них есть волшебные предметы, а герои проходят через испытания и побеждают.
Сказки о животных не уступали: нет, они самые интересные, ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.А социально - бытовые сказки называли себя самыми правдивыми и смешными.Споры привели к тому, что сказки свергнуты с тропы. И с тех пор в фольклорном государстве все народы занимают равное положение. Но, как показывает практика, сказки дети любят чуточку больше.- Итак, на сегодняшнем уроке мы поведем речь о сказках, причем о сказках, сочиненных очень давно мордовским народом. Задача нашего урока - расширить ваше представление об устном народном творчестве и начать знакомство с мордовской литературой.{Записать число и тему)- Ребята, вам, наверное, будет интересно узнать, как появились и распространились сказки у мордвы. Тогда слушайте.(Сообщение детей)1. Сказка в мордовском фольклоре - один из самых
распространенных жанров. С древнейших времен мордва живет
главным образом в местных местностях, расположенных между
реками Волгой, Окой, Сурой, Мокшей и ее притоками.Веками Мордва скрывалась в лесах от своих притеснителей: нанайцев, татарских ханов, а поздней от царских чиновников и помещиков. Живи в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой. земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку.Но существовали и так называемые сказочники, люди, знавшие много сказок. Их возили с одних посиделок на другие. А за рассказывание сказок поили, кормил, принимали как почетного гостя.2. Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов
за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых
зимницами. Жизнь в них была лучшей почвой для рассказывания
сказок в долгие зимние вечера. Здесь, в лесу, звучали сказки о
богине и матери леса -Виряве. Считалось, что Вирява приходила       
слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловят птицу и зверей. А раз сказка играла хозяйственную роль, то ее распространение было необходимым.
/ Учитель I
- Для чтения я вам предложила бытовые сказки мордовского
народа. Почему именно бытовые? Потому что в основе их лежат не
чудеса, а действительность, народный повседневный быт. Событие
в них разворачиваются на одном реальном пространстве, но сами
события невероятные. Невероятность событий и делает бытовые
сказки сказками, а не просто житейскими историями.
В бытовых мордовских сказках иногда действуют и чисто фантастические персонажи - такие, как черт, семиглавый змей, Горе, Доля.
Сюжет в этих сказках развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.
А главное действующее лицо в бытовых сказках - человек, униженный в семье или обществе бедный крестьянин, наемный работник, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники - богатый мужик, поп, барин, «умные» старшие братья, жена - изменница. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания.
- Ребята, давайте теперь вспомним все прочитанные вами сказки.
(" Горячие сани", "Батрак Фока и поп","Собачка Хвостик
кренделем", "Пахарь, кузнец и плотник", "Быки провалились".)
- Проведем небольшую викторину на знание содержания
прочитанных сказок:
1)В какой из прочитанных сказок герой следовал по маршруту: Кочкурово - Турдаки? ("Горячие сани")
2)   Какой уговор был рассмотрен между попом и его наемными работниками Петром и Фокой? (Кто рассердится, тому отрежут нос.)3)   В какой сказке батрак доказал попу, что в праздник работать грех?
("Бычки провалились".)
4)   Почему собачку по кличке хвостик хозяева не кормили. (Потому что она не лаяла.)5)   В какой из прочитанных сказок главные герои-три брата.
представители трех разных профессий ("Токарь"; "Кузнец и плотник")
6) Объясните смысл названия сказки «Горячие сани».
- Ребята, давайте вспомним признаки, характерные для всех
сказок:
1 .Сочитание реального и фантастического.
2.Зависимость в сказках вымышленных ситуаций от идеи, которая лежит в ее основе.
З.В сказочной форме высмеиваются людские пороки и недостатки.
- Теперь я предлагаю проанализировать сказку "Пахарь, кузнец и
плотник» по следующему плану.
а) Сюжет, герои.
б) Признаки сказки.
в) Поэтика словесные формулы, наличие замена и концовки.
г) Нравственные уроки сказки.
- А какие нравственные уроки вы извлечете из сказки «Жатва
зимой», инсценированной показ которой для вас подготовили
учащиеся 8 класса?
-  В том, что вы внимательно читатели и зрители, мы убедились.
Но вы еще и талантливые художники, о чем свидетельствуют ваши
иллюстрации к прочитанным сказкам.
(Беседа по иллюстрациям)
"Что за прелесть эти сказки!"-   восклицал наш знаменитый соотечественник А.С.Пушкин.
"Сказка не пустая складка " - утверждал известный литературовед и фольклорист XIX века Александр Николаевич Астафьев. Его слова и послужат эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку. Оформите эпиграф в тетради.
- А сейчас мы дадим слово исследовательским группам. В
классе их работало три.
Первая из них, историки, искала материал о связи сказок с действительностью.
( Сообщение учащихся)
1 .Связь содержания сказок с конкретной действительностью выступает особенно отчетливо в бытовых сказках. С присоединением мордвы к Московскому государству мордовские земли стали резервом для раздачи помещикам и монастырям, а население - для использовании я его на всевозможной работе. Целые волости и села попали под крепостную зависимость от помещиков.
Барский произвол был безграничен. Поэтому народ рисует барина в сказках ленивым, злым, глупым.
2. Наряду с помещиками, эксплуататорами народа были также
монастыри. Об этом свидетельствуют многочисленные документы. Поэтому к представителям духовенства вырабатывалось    у мордвы недоверчивое и враждебное отношение. И рисует их народ не только смешными, глупыми, но и жадными!
Большинство этих бытовых сказок о попах и барах возникло в 17-18 веках, т.к. в период интенсивного крещения, переплетавшегося   с закрепощением мордвы, и является не только отражением жизни, но и протестом против существующего строя.
- Группа искусствоведов изучала мордовские национальные костюмы. /Сообщение учащегося/
1) - Рубаха и штаны - основные части праздничного и
повседневного мужского костюма. Панар - наиболее часто
встречающийся термин для обозначения как мужской, так и
женской    рубахи. Мужские рубахи в 19 веке шили из белого
домотканого холста. На повседневную рубаху употребляли более
грубый холст, праздничную и подвенечную рубаху шили из более
тонкого холста. Рубаха состояла их четырех полотнищ шириной 31 -
36 см. Рукава, скроенные из одного прямого полотнища    длиной
60-65 см, пришивали к центральному полотнищу.
Штаны - понкст шили чаще всего из синей полосатой набойки. Реже встречались штаны из фабричных тканей.
Головные уборы мужчин были весьма разнообразны. Еще во второй половине 19 века были широко распространены валяные шляпы, белые и черные, самой различной формы.
2) Женщины также носили рубахи. У эрзянок рубаха
подпоясывалась пулаем. Главным украшением одежды были
вертикальная вышивка из ниток красного и темно - синего цветов.
Прекрасным декоративным дополнением были нагрудные
украшения: бусы, бисерные воротники.
Высокий конусообразный головной убор (панго) с богатым бисерным шитьем довершают композицию одежды.
Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки. Причем носили они одновременно несколько рубах, нечетное число, подолы которых были приподняты один над другим. На мокшанской рубахе вышивка мельче и располагается горизонтально.
Одежда расцвечивается нарядными боковыми подвесками, расположенными симметрично по бокам, и разнообразными бусами на груди. Сколчам (нагрудная заколка) у мокшан плотнее эрзянской. Завершался сколчан у мокшанок шумящими подвесками из цепочек, жетонов, бубенцов.
/Учитель/ - И наконец, юные лингвисты работали с текстами сказок, находили в них словесные формулы и переводили их на
Мокшанский и эрзянский языки. Хотим извиниться за то, что будет звучать не литературный мордовский язык, а один из его диалектов.

Русский Эрзянский Мокшанский
_______ Русский_____________ Эрзянский___________ Мокшанский_____
_____ Жили-были__________ Эрясть - ащесть_______ Эрясть - ульнесть
_____ Вот однажды___________ Вага весть____________ Вака весте______
„                                              Сяда, меле стане и            „
С тех пор так повелось                                                        Сэстэ кармась улеме
________ __________________ кармась улема_____________ г                      
„                                             Ульсть атеть колма        Ульнесть атяньть колмо
Было у старика три сына
J      r                        _______ церанза_______________ церанзо_______
_____ В одном селе___________ Фке велеса___________ Вейке велеса_____
Делать нечего                    Тиеме ашмезе__________ Теяме амезе_____
Молодцы, ребята, вы славно потрудились. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Встречайте сказительницу мордовских народных сказок.
/Ученица-восьмиклассница в мордовском национальном костюме/
- Здравствуйте, ребята!
А было это, голубчики, в старину, Когда задумал дед Архип залезть на луну,Тогда сказки по воздуху летали, Друг друга за крылышки хватали, А я за ними на золотом коне скакал Да в мешок эти сказки собирал.
- Одну сегодня и вам расскажу
Мордовская народная сказка
"Два купеческих сына".
/Сказительница рассказывает сказку, а затем делает вывод/
- И вы, ребята, не старайтесь жить за чужой счет, сами учитесь
ремеслом. Тогда все у вас в жизни получится.
/Учитель/
-   Ребята, а какая из прочитанных и прозвучавших сказок произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?-   Идут года, сменяются поколения. Теперь уже нет необходимости скрываться от притеснителей в лесах, шить одежду из домашнего холста...
Изменился народный быт, другие проблемы волнуют людей    21 века. Поделиться с ними вы имели возможность дома при сочинении современной бытовой сказки .
-   Кому представим слово? Итак, премьере сказки.-   Подведем итог нашему уроку. Для чего же людям нужны сказки?-   Вот и подошел к концу наш урок, но нет конца народной мудрости, юмору и смекалке.