Всем в мире чужд—и мир обнять готов,

У ней в плену неволи я не знаю…

…Я жажду гибели—спасти молю;

Себе постыл—и всех других люблю;

Страданьем жив; со смехом я рыдаю…

 Ф. Петрарка.

 Петрарку называли с полным правом человеком, с которого начиналась эпоха Ренессанса. Младший современник Данте, яркий представитель современной литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство. Сонет давал возможность поэтам передавать чувства, подвергать его анализу, предаваться размышлениям.

Главной книгой Петрарки, работа над которой заняла большую часть его жизни, стала «Книга песен». Из этого произведения мы узнаем о противоречиях, терзавших душу писателя, о его возвышенном чувстве . Он несколько раз переписывал и дополнял свою книгу перед тем, как она появилась в окончательном варианте.

В своем творчестве Петрарка затрагивал немало тем. Здесь отразилась и его любовь к жизни, и жажда славы, и восхищение природой, и преклонение перед античностью. Но наряду с этим, в его произведениях всегда присутствует образ ,созданный его мечтой.

Любовь Петрарки земная и небесная одновременно. Именно поэтому она лишена гармонии и покоя и наполняет жизнь поэта печалями и страданиями. Но автор не стремится к избавлению от своих мучений.

Лаура для него—созданный им недостижимый идеал, совершенство. Душа поэта живет лишь грезами, и поэтому он часто ищет утешение в сонетах. Однако Петрарка постоянно ощущает божественное присутствие своего идеала, и это наполняет его сердце великим блаженством. Его выдуманная любовь неизменна , но он постоянно колеблется между надеждой и отчаянием, между радостью и печалью. Он разрывается между возвышенным, духовным чувством и земной любовью, которую считает греховной. Нам открывается напряженная борьба поэта с этим чувством, его стремление подавить в себе порывы и невозможность отказаться от них. «С одной стороны, меня уязвляют скорбь и стыд, влекущие назад, с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзнет спорить с самой смертью,»--говорит он.

Петрарка сознает неразрешимость душевного конфликта, ощущение своей раздвоенности :»И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!» . Он не может ничего изменить. Изменения приходят лишь со смертью Лауры. Но и здесь он сталкивается с новыми противоречиями: его охватывает отчаяние. Теперь его возлюбленная стала как будто ближе, шепчет ему слова утешения, осушает его слезы, внимательно выслушивает, ведет его за собой. Петрарка начинает ощущать гармонию своего чувства. Борьба с греховной любовью исчезает сама собой, но у него возникают сомнения в допустимости любви к астральной Лауре. Он просит Деву Марию вымолить у Бога для него спасение от всего происходящего. Лаура же становится для него воплощением райского совершенства, воспоминанием, от которого он не может избавиться до конца своих дней.

Противоречивость характера Петрарка звучит во всем его творчестве. Читая его произведения, мы видим перед собой индивидуалиста, охваченного жаждой славы, на первый взгляд выдвигающего свое «я». С другой стороны, это человек, которого терзают сомнения, тяготит груз старой религиозной культуры. Отсюда возникает конфликт между жизнелюбием и жизнеотрицанием, болезненное недовольство собой, глубокая печаль, которая отбивает стремление к деятельности. Внутренняя борьба с самим с собой ярко отразилась в книге, которую он назвал «Моя тайна». По словам самого автора, он написал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. В этой книге он ставит под сомнение истинность своих высших идеалов и ценностей—Любви и Славы. Все эти сомнения и смятения души поэта характеризуют его как незаурядного талантливого человека переходной эпохи, сближая с другими выдающимися поэтами.