Конец средневековья. Сознание европейцев изменяется. Мир перестает ограничиваться стенами города и поражает своим разнообразием. На площадях все еще жгут еретиков и распевают мессы, но острая критичная мысль гуманистов готова изменить Европу.

Данте Алигьери—личность поистине знаковая. С его «Божественной комедией» связано не только рождение итальянской литературы и итальянского литературного языка, но и настоящая революция в сознании европейцев.

«Комедия» и название поэмы вовсе не означает развлекательное чтиво. Это серьезный драматический спектакль, который разыгрывается на сцене Вселенной под управлением самого Бога. Поэма делится на три части, которые называются «Ад»,»Чистилище» и «Рай». Исследователи единодушны в своем мнении: часть «Божественной комедии» «Рай» отличается своей выразительностью.

Главный герой «Божественной комедии» --сам Данте. Поэт путешествует по» трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя—Иисуса Христа.

Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников.

Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.

Он смог в каждом грешнике увидеть личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчиков напоминают интервью.

Лишь поэт получает возможность посетить » мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные уставы.

Части поэмы «Чистилище» и «Рай» продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так:»Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

«Божественная комедия» не стареет. «Запас прочности», вложенной в нее автором, таков, что, наверное, и через двести лет эти строки будут напоминать читателю о величии разума и веры.