Путь к созиданию проходит через разрушение- так понимал М.Г.Чернышевский итог драмы Гете «Фауст».

И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель- соблазнитель, толкающий Фауста на неприглядные поступки.

Но образ Мефистофеля образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает бесполезность и ничтожность каждого человека. Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их способность не устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он всячески старается обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Он хочет, чтобы Фауст забыл о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля- соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре- о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей. Он доказал бы, что люди немногим отличаются от животных. Но здесь он терпит неудачу- «Дух человеческий и гордые стремления» оказываются выше любых наслаждений.

Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отведя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущей силой сюжета.

Часть вечной силы я,

Всегда желавшей зла,

Творящий лишь благое,

… Я отрицаю все, и в этом суть моя

Эта характеристика как нельзя точно отражает сущность самого процесса познания, с его противоречиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой.

Достойно гибели все то, что существует.

В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения- борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь сбить Фауста с верного пути, в действительности Мефистофель, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Ведь, как писал Н.Г.Чернышевский :» С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям , приведя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям».

Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которых живая природа рассматривалась как неизменная, неразвивающаяся. С издевкой отмечает приверженность людей мертвым догмам и пустым фразам:

Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Он, отрицающий все, подвергающий сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни:

Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет!

Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы.

Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек может быть и ничтожен и велик. Все зависит от того, что является главным в его жизни: сиюминутное, направленное лишь на свое биологическое существование , или же он чувствует себя хоть малой, но частью великой человеческой цивилизацией. И тогда он способен отстоять свою позицию, преодолевать преграды, устоять перед соблазнами во имя утверждения своего человеческого предназначения.