В своих романах Диккенс схватил все богатство и разнообразие жизненных явлений. Он быстро приобрел любовь и симпатию читателей за глубину проникновения в душевный мир героев, за внимание, которое он проявлял к жизни отдельного человека, к его развитию и становления как личности. Именно таким произведением, вобравшим в себя все стороны мастерства писателя, стал его роман «Дэвид Копперфильд».
В этом произведении Диккенс впервые обращается к миру детства. Раскрывая пагубность неправильного воспитания, писатель рисует образы несчастных детей, лишенных заботы и тепла. Показывает, как это отражается на формировании их характеров, целей и стремлений. И мы видим на примерах образов, созданных Диккенсом, что именно система образования, а не среда, из которой вышли герои, влияет на их дальнейшую жизнь и судьбу.
Проблемы воспитания и образования занимают в произведении одно из главных мест, так как отражают процесс формирования личности. Писатель изображает несколько методов воспитания: систему отчимаДэвида мистера Мэрдстона, систему Крикла—бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы, и систему Бетси Тротвуд. Сами воспитатели предстают перед нами такими, какими видит их ребенок. Так бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона отражает ту ненависть, которую испытывает Дэвид к жестокому, бессердечному человеку, считающему ребенка своей обузой. Такое же отвращение и неприязнь вызывает у мальчика Крикл, который сам ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежественен, чем самый последний ученик в школе. Сквозь призму восприятия Дэвида, мы видим, что методы воспитания и Мэрдстона, и Крикла антигуманен и бесчеловечен. В противоположность им Бетси Тротвуд желает сделать мальчика человеком добрым, внушить ему приносить пользу окружающим. И, хотя она пытается скрыть свои чувства под маской суровости, Дэвид видит в ней воплощение добра и справедливости. Таким же носителем положительных начал является для мальчика семья его няни Пегготи.
В своем романе Диккенс анализирует причины нравственного несовершенства людей, их морального уродства. И приходит к выводу о губительном влиянии испорченной системы образования. Яркими примерами жертв такого воспитания являются Урия Хип и Стирфорт. Стирфорт- аристократ, которому всегда, начиная со школьной скамьи, было всё дозволено. Он беспрепятственно пользовался своей свободой и самостоятельностью. В результате этого из него вырос настоящий сноб, считающий свое происхождение оправданием самых отрицательных поступков. Урия Хип выходец совершенно из другой среды. Он мстителен, жесток, раболепствует и низкопоклонничает.

В своих романах Диккенс схватил все богатство и разнообразие жизненных явлений. Он быстро приобрел любовь и симпатию читателей за глубину проникновения в душевный мир героев, за внимание, которое он проявлял к жизни отдельного человека, к его развитию и становления как личности. Именно таким произведением, вобравшим в себя все стороны мастерства писателя, стал его роман «Дэвид Копперфильд».
В этом произведении Диккенс впервые обращается к миру детства. Раскрывая пагубность неправильного воспитания, писатель рисует образы несчастных детей, лишенных заботы и тепла. Показывает, как это отражается на формировании их характеров, целей и стремлений. И мы видим на примерах образов, созданных Диккенсом, что именно система образования, а не среда, из которой вышли герои, влияет на их дальнейшую жизнь и судьбу.
Проблемы воспитания и образования занимают в произведении одно из главных мест, так как отражают процесс формирования личности. Писатель изображает несколько методов воспитания: систему отчимаДэвида мистера Мэрдстона, систему Крикла—бывшего торговца хмелем, ставшего директором школы, и систему Бетси Тротвуд. Сами воспитатели предстают перед нами такими, какими видит их ребенок. Так бело-черно-коричневое лицо и пустые глаза Мэрдстона отражает ту ненависть, которую испытывает Дэвид к жестокому, бессердечному человеку, считающему ребенка своей обузой. Такое же отвращение и неприязнь вызывает у мальчика Крикл, который сам ничего не знает, кроме искусства порки, и более невежественен, чем самый последний ученик в школе. Сквозь призму восприятия Дэвида, мы видим, что методы воспитания и Мэрдстона, и Крикла антигуманен и бесчеловечен. В противоположность им Бетси Тротвуд желает сделать мальчика человеком добрым, внушить ему приносить пользу окружающим. И, хотя она пытается скрыть свои чувства под маской суровости, Дэвид видит в ней воплощение добра и справедливости. Таким же носителем положительных начал является для мальчика семья его няни Пегготи.
В своем романе Диккенс анализирует причины нравственного несовершенства людей, их морального уродства. И приходит к выводу о губительном влиянии испорченной системы образования. Яркими примерами жертв такого воспитания являются Урия Хип и Стирфорт. Стирфорт- аристократ, которому всегда, начиная со школьной скамьи, было всё дозволено. Он беспрепятственно пользовался своей свободой и самостоятельностью. В результате этого из него вырос настоящий сноб, считающий свое происхождение оправданием самых отрицательных поступков. Урия Хип выходец совершенно из другой среды. Он мстителен, жесток, раболепствует и низкопоклонничает.