Народ доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон. Штокман целиком отдается делу новой власти, он живет только борьбой за нее, отдает все силы, все помыслы. для него не cyrцecтвyeт «ЛИЧНОЙ жизни» вне революционного дела. Видимо, начавшееся восстание не застало Штокмана врасплох. Он, как и Иван Алексеевич, покинул Татарский, ушел из района, охваченного мятежом, и прибился к своим - к 5-му Заомурскому полку Красной Армии. Затем он перебрался в станицу Усть-Хоперскую, где собралось большое число коммунистов и советских работников, бежавших из восставших станиц. Потом вместе со своими товарищами он влился в состав 1-0ГО Московского полка. Полк участвует в боях с повстанцами: где в это время непосредственно находился Штокман в положении рядового бойца. Разумеется, его партийный опыт и революционный стаж создают ему немалый авторитет среди красноармейцев и политработников. Около середины апреля 1919 года в Усть-Хоперскую прибыл Сердобский полк, сформированный из саратовских крестьян: личный состав его в сильнейшей степени был подвержен мелкобуржуазным кулацким влияниям, командование состояло из скрытых белогвардейцев, готовивших измену, комиссар оказался слаб. Штокман видел грозящую опасность мятежа, пытался повлиять на нерешительного комиссара, но тщетно. Затем Штокман открыто выступил против антисоветски настроенных сердобцев, произошло острое столкновение, едва не кончившееся перестрелкой. В тот же вечер он посылает Кошевого в политотдел 14- й советской дивизии с донесением о тревожном положении в Сердобском полку. С рассветом 27 апреля начался открытый мятеж, предатели-командиры накануне успели договориться с казаками-повстанцами. Полк собрался на митинг, в самом начале его комиссар, не успев сказать двух слов, был растерзан разъяренной толпой мятежных красноармейцев. Штокман понимал отчаянность положения. Он не колебался ни секунды. С криком - «Слово! Слово рядовому бойцу!» прорвался к столу, служившему трибуной. Он попытался переломить настроение мятежного полка страстным призывом сохранить верность революции. «Вас предали казачьим генералам ваши изменники-командиры! Они бывшие офицеры - обманули доверие Советской власти ... ».
Опытнейший политик Штокман, пытается расколоть непрочное единство мятежной толпы, отделить рядовых от сознательных противников, выиграть время. Но уже поздно. В него целятся из винтовки, ОН видит ЭТО, но не отступает: « - Не смей! Убить всегда успеешь! Слово - бойцу-коммунисту! )). Следует выстрел: «Штокман, ломая руками грудь, упал на колени, ПОНИ К обнаженной седоватой головой .... И тот час же, нагнувшись, снова вскочил на ногю). Опять ryл толпы покрыл его голос: «Но коммунизм будет жить! ... Товарищи! ... Опомнитесь! ... ))
это были его последние слова. Второй выстрел оборвал жизнь коммуниста Штокмана, он упал под ноги сгрудившихся вокруг него мятежников и не поднялся. В романе «Тихий Дою) казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях, совершив немало непоправимых ошибок.
М. А. Шолохов в романе приводит два обращения Троцкого к войскам­«Восстание В тылу» И «Приказ». Эти документы свидетельствуют, что причинами восстания, по его утверждению, стали «контрреволюционные плутни, кулацкие интересы и темнота массы казачества)). Ни слова в них о массовых расстрелах, лишь о несправедливостях: «Возможно, ЧТО казаки терпели какие-либо несправедливости от отдельных проходивших воинских
частей или от представителей Советской власти». Потом следует предписание: «Важнейшей задачей по этому является сейчас очищение Дона от мятежа и мятежников». Это мстительное безрассудство раздражало казаков. Вот реакция Григория Мелехова: «Григорий докончил читать, мрачно усмехнулся. Статья наполнила его озлоблением и досадой», а Мишке Кошевому запомнились слова: « ... гнезда бесчестных изменников должны быть разорены». И не прислушивался он больше к невнятному голосу жалости, рубил пленных, «красного кочета» пуская под крыши куреней, убил столетнего деда Гришаку, поджег дом Коршуновых.

Одним из центральных эпизодов романа «Тихий Дон », изображающих гражданскую войну в Донском крае, была расправа с экспедицией Подтёлкова и Верхне-Донское восстание.
Фёдор Подтёлков дан в произведении уже сформировавшимся большевиком, стойким и убеждённым. Он один из организаторов Советской власти на Дону. Вместе Кривошлыковым он организует военную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком не равны были силы. Казачья верхушка, возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией. М.Шолохов в сцене казни подтёлковцев показал мужество и бесстрашие солдат революции. Подтёлкова и Кривошлыкова приговорили к казни через повешение, остальных членов экспедиции - к расстрелу. Они просят, чтобы их казнили последними. Они помогают мужественно встретить казнь своим товарищам. Подтёлков произносит страстную речь, обращенную к собравшимся, в которой выражает веру в победу истинно народной Советской власти на Дону.
Верхне-Донской мятеж осмысляется М. Шолоховым как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Много страниц «Тихого дона» посвящено восстанию на Верхнем Дону, поэтому третья книга романа не нашла поддержки и понимания: критики и государственные чиновники считали, что во всем виноваты сами казаки, и старались не обращать внимания на историческую основу романа, потому что Шолохов разоблачал тех, кто, имея власть, запросто вершил народные судьбы.
Установление Советской власти в донских станицах и хуторах вызывало противоречивое отношение к ней разных слоев казачества. Вполне закономерно, что злостные враги новой жизни, такие как, Коршуновы и им подобные, призывали казаков к восстанию, воздействуя на темные, отсталые взгляды. Но восстание несло народу страдание и разор. Люди видели бессмысленность борьбы с советской властью. Чувство обреченности способствовало моральному разложению среди восставших: процветало пьянство, разврат, мародерство. участники восстания, понимая пагубность своего дела, злобствуют, уничтожают коммунистов. Писатель не жалеет красок и в описании процесса разложения в лагере повстанцев: с приближением весны увеличивается количество дезертиров. Казаки-труженники разбредаются по своим хуторам и станицам, чтобы обработать землю, провести посев: они соскучились по земле, работе, семьям, женам. Победа большевиков становиться очевидной. Соединение повстанцев с Добровольческой армией не оправдало надежд белогвардейцев. Писатель показал, что революция пробудила в народе чувство человеческого достоинства. Казаки уже не могут мириться с барским

пренебрежением офицеров к казакам: (( ... господам генералам надо бы вот о чем подумать: народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился I А они все старым аршином меряют». Широко представлен в эпопее лагерь белых. В нем действуют как конкретные исторические персонажи, так и образы глубокого художественного обобщения, созданные творческой фантазией автора. Мы встречаемся с генералами царской армии Корниловым, Калединым, Красновым, Сидориным, Фицхалауровым. Писатель показывает тщетность их попыток вернуть старые монархические порядки. Всем содержанием эпопеи писатель развенчивает попытки ревностных сторонников старого повернуть вспять историю.
После разгрома Донской армии и повстанцев основная часть казачества приняла советскую власть, но гражданская война на Дону еще не закончилась. Казачья верхушка не смирилась с победой народа, с ликвидацией сословных привилегии. Начали организовываться белые банды, расправлявшиеся с представителями советской власти в хуторах и станицах. Всем содержанием эпопеи художник вскрывает ложность идеи ((самостийного)) Дона. Донской край - это часть России, а казаки часть русского народа.
Трагична судьба Григория Мелехова. Если сравнить начало и конец романа, то это позволяет определить, что было и что осталось у героя в жизни. Было: Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Дуняшка, Петро, Дарья, их ребенок, Наталья, Мишатка, Полюшка, Аксинья. Осталось: Дуняшка, Мишатка, Михаил Кошевой. Возникают вопросы: ((Почему так случилось? Что лежит между тем, что было и что осталось? Так теперь жить? Кто виноват?))
Нарушает гармонию жизни внешняя, по отношению к семье обстановка. ((Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховыхl ... Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось. Неожиданно и быстро были нарушены родственные с,вязи ... Война была всему этому причиной)). Никто из Мелеховых не бросает семью, не отрекается от нее. Она действительно распадается под влиянием внешних событий. Причинами разрушения семьи Мелеховых было отчуждение, вызванного гранью, разделяющей живых и мертвых, мир и войну, отчуждение между людьми, занимающими различное социальное положение. Шолохов утверждает, что разрушение семьи, разрыв кровных связей приводит к трагическим последствиям, к невосполнимым духовным утратам и потерям. Нарушается согласие человека с самим собой, гармония бытия. Образ Григория заключает глубокую силу обобщения. Он не изолированный характер в эпопее. Он находится в самом тесном единстве и связях как со своей семьей, со своими родителями, так и казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся. Григорий Мелехов неотделим от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и друГих. Эти особенности помогают прийти к выводу, что Григорий Мелехов изображен в эпопее как сын своего народа и своего времени.
Семья Мелеховых открывает эпопею и заканчивает ее. Это типичная семья казаков-тружеников. В любви к труду, в уважении к отцу и матери был воспитан Григорий. Он трудится вместе со всеми, беспрекословно выполняя приказы отца. Мы видим Григория на рыбной ловле, на покосе, за обыденными домашними делами.
Григорий в начале повествования - восемнадцатилетний юноша. Его душа открыта прекрасным человеческим чувствам. Он страдает от того, что на покосе порезал косой дикого утенка, радуется вместе со всеми светлому
миру. У Григория не было ровных и гладких дорог в жизни. Его первая любовь - к Аксинье Астаховой, замужней женщине. Эту любовь, трудную и грешную, герои Шолохова пронесут через всю жизнь. Она выдержит все испытания и останется навсегда чистым и светлым чувством.
С первых страниц повествования М. Шолохов подчеркивает чувство раздвоенности в Григории. Страстно полюбив Аксинью, он ничего не делает, чтобы отстоять эry любовь, отвергает предложение Аксиньи уехать вдвоем в Шахты. Он не представляет себе, что можно уйти от хозяйства, от земли, из хутора. Поэтому Григорий уcтyпает настоянию отца и женится на Наталье. Она трогательно чиста и прекрасна. Даже ее соперница Аксинья говорит о ней: «Наталья - девка красивая ... Дюже красивая».
Жизнь Григория с Натальей плохо сложилась сразу же. Несмотря на то, что Наталья пришлась Мелеховым «ко двору», Григорий не был счастлив. С
тоской признается он в этом Наталье: «- Чужая ты какая-то …Ты - как этот

месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка …». Не в силах

побороть страсть к Аксинье, Григорий вместе с ней уходит в поместье Листницких в Ягодное.
Призванный на действительную службу в армию, Григорий отчетливо видит, как несправедливо устроена жизнь.
Но встреча с Гаранжой разбивает устоявшиеся понятия. На многое открыл Григорию глаза большевик Гаранжа, которо Под влиянием Гаранжи он становится «зрячим», а Чубатый и Изварин будили в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно Григорию, малограмотному казаку было разобраться и найти в происходящих событиях правду. Он с горечью признавался: «Блукаю я, как метель в степи».

В своих шатаниях от одних политических взглядов к другим Мелехов старается найти ry правду, которая ближе к народу. Поэтому при встрече с ним подъесаул Изварин чувствует, что Григорий принял «красную веру.>, и замечает: «Боюсь, что встретимся мы, Григорий, врагами».
После победы революции Григорий с красными. Но возвратившись на хутор он ощущает душевный разлад. Опять стал вопрос: «К кому же прислониться?». « Поиграли и мы в большевиков, на фронте, а теперь пора за ум браться», - говорит ему брат Петр -«Мы ничего чужого не хотим, и наше не берите>. - вот как должны сказать казаки всем, кто нахрапом лезет к нам ... Ты должен уразуметь, что казак он, как был казаком и останетсю •. Одним из самых острых и драматических этапов в жизни Григория Мелехова было его участие в Верхне-Донском восстании. Стихийное участие Григория в
восстании, обусловленное целым рядом причин. Основной причиной было расхождение Григория с представителями советской власти на хуторе Татарском - Иваном Алексеевичем Котляровым и Михаилом Кошевым. Боясь ареста, Григорий вынужден был скрываться в хуторе Рыбинском. Неоправданную жестокость некоторых представителей Советской власти осуждает не только Григорий Мелехов. Бессмысленные, бессудные расстрелы осуждаются и самим народом. В самом начале восстания Григория одолевают противоречивые мысли. Во время восстания у Григория проявляются качества талантливого полководца. Он становится командиром повстанцев. Он понимает, что восстанием тайно руководят ПОЛКОВНИКИ и офицеры. Он снова тянется к красным, но не находит путей примирения с ними. Участие Григория в восстании становится механическим. Он понимает, что «надо либо к белыI,, либо к красным прислониться. В середке нельзя, - задавят». В тяжелыIx испытаниях, в ежеминутном столкновении со смертью он вспоминает свой дом, скучает по семье, детям, Наталье и опять, как в годы юности тревожит сердце любовь к Аксинье. В горячем бою, порубив матросов, Григорий как никогда почувствовал бессмысленность убийства своих же братьев: «- Кого же рубил! ... Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради бога ... Смерти ... предаЙте! ... » Писатель показывает сложные личные отношения Григория с Аксиньей, с Натальей. Сколько лиризма в описании чувств, которые возбуждают в Григории дети, его дети: «Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они - ЭТО ПЛОТЬ ОТ плоти его - как крохотные степные птицы. Какими неумелыми казались большие черные руки отца обнимавшие ИХ •.. »

«Нет, нет, Григорий положительно стал не тот! Он никогда ведь не был особенно чувствительным и плакал редко даже в детстве. А тут - эти слезы, глухие и частые удары сердца, и такое ощущение, будто в горле беззвучно бьется КОЛОКОЛЬЧИК ... » Чувство нежности и тепла возбуждает в Григории и Наталья: «Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. для него она принарядилась и вымыла лицо. Могучая волна нежности залила сердце Григория. Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и , молча, притянув ее к себе, поцеловал белыIй покатый лоб и скорбные глаза». У Шолохова всегда много символики. Эти ласки и нежность к Наталье были последними. Григорий покидает хутор с тяжелым сердцем, несмотря на ласковое, теплое утро. Грустно его провожала Наталья, захлебывались от рыданий дети. Полна страшной СИМВОЛИКИ черная косынка, которую Наталья набросила на плечи. С траурной косынкой - предвестницей гибели - и осталась она в памяти Георгия. Возвратившись из хутора Григорий сразу попадает в водоворот событий. идут кровопролитные бои, гибнут люди. Народ устал от войны, от кровавой бойни. Обезлюдели станицы и хутора. Много молодых и старых казаков дезертирует с фронта. Соединение повстанцев с Донской армией еще раз показало, какая пропасть лежит между казаками и офицерством. Григорий мало участвовал в боях - его подкосила смерть Натальи и Пантелея Прокофьевича, тяготили думы об осиротевших, несчастных детишках. Тревожили Григория опасения, что те способы борьбы, которые он наблюдал, не предвещают ничего доброго, война может стать бесконечной. Усталой душе хотелось мира и тишины. Не оказалось у него выбора. Инстинктивно он искал путь к правде. Но где она, правда, если белыIe и красные убивают? Казнь подтёлковцев произвела на Григория не меньшее впечатление, чем расправа с пленными черниговцами за три месяца до этого. С поразительной точностью М. Шолохов показывает, как в первые минуты неожиданной встречи с Подтелковым Григорий испытывает даже нечто похожее на злорадство. Он нервно бросает в лицо обреченному Подтелкову жестокие слова: «- Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли ... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры рубить! Отходился ты, председатель Донского Совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал! Понятно? Ишо сказать?» Но потом ... Он тоже в упор видел жуткое избиение безоружных. Своих же - казаков, простых хлеборобов, фронтовиков, однополчан, своих! Там, в Глубокой Подтелков велел рубить тоже безоружных и смерть их тоже ужасна, но ОНИ ... чужие, они из тех, кто веками презирал и унижал таких, как он, Григорий. Как и тех, что стоят сейчас у края страшной ямы в ожидании залпа ...
Григорий нравственно надломлен. Жизнь героя романа под впечатлением душевной травмы, полученной в день избиения подтелковцев. Григорий переходит на сторону красных. Он сражается в коннице Буденного. Но он почувствовал, что красные ему, как бывшему белому офицеру, не доверяли, а поэтому демобилизовали. Возвращение в хутор не приносит Григорию счастья. Он на подозрении, Михаил Кошевой видит в нем врага. Григорий становится на учет в ВешенскоЙ. Теперь он боится расплаты за прошлые заблуждения и сам себе признается: «Жидковат оказался на расплату, сробел». Он старается держаться в стороне от политики, мечтает о спокойной жизни с семьей и Аксиньей. Но Григорию снова угрожает арест, и он скрывается из станицы. Если раньше боязнь ареста привела Григория к участию в Верхне-Донском восстании, то теперь в банду Фомина. Участие Григория в банде - вынужденный и гибельный шаг. Он об этом прямо говорит Фомину: «У меня выбор, как в сказке про богатырей: налево поедешь - коня потеряешь, направо поедешь - убитым быть ... и так - три дороги и НИ одной нету путевой ... ». «Вступаю В твою банду».
М. Шолохов сурово обличает бесславные преступные дела банды, много внимания уделяет показу разложения главарей банды Фомина и самой банды, которая в конце концов превратилась в шайку грабителей. Григорий уходит из банды и тайком пробирается к Аксинье, предлагает ей уехать из хутора и вместе с ним начать где ни будь вдалеке от родных мест новую жизнь. Но не суждено было и на этот раз осуществиться планам Григория. шальная пуля отняла у него самое дорогое и преданное ему существо ­Аксинью.
« ... ГригориЙ, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось ... Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете ... Он прощался с ней, твердо веря в то, что расстаются они не надолго ... »
Теперь ему незачем было торопиться... Все было кончено. В этой сцене прощания Григория с Аксиньей М. Шолохов сумел показать душу своего героя, способного пронести чувство любви через все испытания жизни. И после гибели Аксиньи он живет воспоминанием о прошлом. Жила в нем мечта о счастье, поэтому и отказывается от войны, выбросив оружие в прорубь: «Вся жизнь Григория была в прошлом ... Он стоял У ворот родного дома, держал на руках сына. это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем и МИРОМ». Важно заметить, что «шатанья» Григория Мелехова писатель связывает с особенностями развертывания гражданской войны на Дону, с ее ходом и рассматривается его метание меж двух лагерей как типическое социальное явление, а художественное выражение этого явления
- как следование исторической правде.

«В каждом дворе, обнесенном плетнями, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь». В другом месте Шолохов так определяет эту картину. ((Выметаясь из русла разбивается жизнь на множество рукавов».
«Трудно предопределить, по какому из них устремит свой вероломный и лукавый ход: там, где нынче мельчает жизнь, как речка на перекате, мельчает настолько, что видно ее **поканенькую** россыпь - завтра идет она полноводная, богатая». В каждой семье, под каждой крышей свои большие и малые радости и горести, везде что-то происходит.
Шолохов считал, что конфликт с казачеством создан искусственно. ((Стравили людей» - сокрушается Мелехов. Это показано в эпизоде драки на мельнице. Здесь Шолохов показывает, как в конкретной жизненной ситуации закипает «пенная злоба» и льется кровь. Ничтожность повода для столкновения, приведшего к увечьям и даже гибели одного из участников побоища. (.за что?» - спрашивает случайный свидетель драки. ((За очередь» ­был ответ. Ничтожность повода однако не означает, что за ними не стоят весомые причины. ((Не одно столетие назад заботливая рука посеяла на казачьей земле семена сословной розни, растила и холила их, и семена гнали богатые всходы: в драках лилась на землю кровь казаков и пришельцев ­русских, украинцев». И воскресает в сознании казаков древнее значение слова ((братья», которое объединяло людей во времена смут и раздоров. Появляется оно на карнизе часовни над могилой бессудно убитого красноармейца Валета:
в годину смуты и разврата Не осудите, братья брата.
Скорбный лик божьей матери напоминает людям, что ОНИ живут для согласия, радости и счастья, а поэтому ((смуту и разврат» пора прекратить, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа.
Трагедия народа не только в беспощадном и бессмысленном столкновении классов в гражданской войне. Страшнее слепая вера в идеалы, потеря совести и чести.
Большевик Мишка Кошевой спокойно спит, убив старика, и совесть его не терзает ((из-за такого барахла, как этот дещ). Он женится на сестре убитого им Петра Мелехова и безмятежно улыбается, когда, брезгливо поджав губы, стороной обходит его Ильинишна, мать жены убитого им человека. Так вера в свою классовую правоту убила в нем все чистое и светлое, сделала душегубом.
Гражданская война разрушила семьи, так как распались родственные связи. Под сильными ударами исторического циклона зашатались стены мелеховского куреня. Последствия крушения семьи, как утверждает своим романом Шолохов, трагичны, нарушается гармония бытия.
Может показаться странным, что Шолохов не ищет правых и виноватых, а только констатирует факты. По мнению автора, их нет, и не может быть, так как нет оправдания убийству. Все переходящее, вечна лишь жизнь и право на насильственное прерывание не дается человеку и ничем не оправдывается.
Дом был опустошен. Горели хутора, станицы. Люди умирали во время отступления к Новороссийску от голода и тифа.
Время вносит свои поправки в образ Шолохова - художника и человека, вносит оно изменения и в трактовку героев его произведения. Но какова бы ни была эпоха, ясно одно - «Тихий Дон)) - это шедевр русской литературы.
А « ••• великие произведения обладают вечно неиссякаемой способностью удивительного обновления зак:люченного в нем смысла не только перед каждым новым nоколением читателей, но и перед каждым читателем в отдельности>.

Эта книга останется вечной и актуальной из-за правдивости Шолохова-

писателя. Он был большим художником, чтобы пожертвовать

действительностью ради идеологических соображений, Михаил

Александрович выступает лишь как заинтересованный наблюдатель людей и событий. Но позиция автора видна через моральную оценку героев, которую он доносит посредством портретной характеристики, внутреннего монолога, диалога героев, косвенной, или несобственно-прямой речи, а чаще всего с помощью их поступков. Причем писатель всегда объективен. « ••• Его полная объективность - нечто несвойственное советскому писателю - напоминает раннего Чехова. Но Шолохов идет дальше ... Стремление Чехова дать возможность персонажам говорить от своего имени не исключает права автора комментировать происходящее ... Шолохов же как бы дает отчет о своих персонажах, никогда не отождествляет себя сними. Он избегает ассоциировать себя с их поступками или философским размышлениям по поводу их мыслей и переживаний. .. Он отступает от русского классического реализма назад в 18 век ... ))
Автор предоставляет право самим героям рассказать о себе, раскрывать свои сильные и слабые стороны в поступках. И они делают это, обнажая нравственные качества, присущие им, в ситуации бурных перемен, по мере того, как история все больше приникает в их устоявшийся быт.
Вот, например, Пантелей Прокофьевич - старый казак, несносный, грозный в быту. Не будь войны, остался бы он крепким хозяином, держащим в узде весь дом, но она безжалостно врывается в его жизнь, и уже не только интонация юмора, но и некое раздумье, жалость господствует над этим героем. Сначала он еще пытается скрепить кусочки своего старого быта, вести борьбу за сохранение своего дома, но постепенно им овладевает равнодушие, и Пантелей Прокофьевич начинает хулить свое же, недавно утраченное - полушубок ли, поросенка ли, - смутно догадываясь: « .•. какие-то иные, враждебные ему начала вступили в управление жизнью ... ))
Гибель героя на чужбине - трагедия не просто семьи Мелеховых, но всего народа.
Ильинична - покорная, сдержанная женщина, во всем повинующаяся своему мужу, в годину смертей превращается в величавую старуху, отстаивающую нормы нравственности, живущей идеей дома, материнским долгом.
Ведут свой сложный поединок с судьбой и друг с другом Наталья я Аксиньей, но общие беды, разлука с любимым человеком делает их добрее. Уже и Аксинья иначе видит свою соперницу; уже можно сказать, что когда вернется Григорий, он сам выберет ту, которую любит. Женщины в детях, рожденных от другой, видят лицо любимого. Жизнь изменилась в их восприятии, они начали забывать себя в новой любви.
Фронт мировой войны. Чудовищная агония истребления всего живого.

Люди по первобытному рубят, растаптывают, калечат друг друга. Шолохову ­вспомним известный эпизод - жалко и австрийца, сраженного Мелеховым, жалко и действующего по долгу присяги, невольного убийцу, которого терзают муки раскаяния.

Шолохов никому не прощает жестокости. А она была всюду. Ни казаку Федору Подтелкову, устроившему самосуд над пленными офицерами. не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы над пленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многим постyпкам и самого Кошевого нет оправдания. Много всякого было во время расказачивания. Но Шолохов не скрывает и того, каким способом уничтожались коммунисты Лихачев, после - Котляров и другие, которых вели на растерзание через озлобленные хутора. Шолохов осуждает гонения, которые обрушились на Григория, но он не менее возмущен и той его местью за себя, за брата, отца и хуторян, когда ловкими неожиданными ударами с левой руки рубит он матросов около пулемета. Насилие порождает насилие, злоба растет, количество жертв увеличивается.
В наше время расчистки пути от всяких завалов прошлого, прояснения исторической правды невольно задерживаешься на тех страницах «Тихого Дона», где Шолохов отстаивает мысль о широкой гуманизации общества. Уже то, что он повернул внимание общественности к людям, оказавшимся «на грани в борьбе двух начал», переходившим в силу обстоятельств из одного лагеря в другой, говорит о масштабности его взгляда, стремлении разобраться в сложных судьбах.
Своим «Тихим Доном» писатель обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны, а на путях мира и гуманизма, братства и милосердия. Много актуального содержит эта книга нашего времени. Надо только прислушаться к голосу Шолохова, понять его идеи и жить по совести.