"Чацкий - выразитель идей декабристов"

       А. с. Грибоедов комедия "Горе от ума"

Александр Сергеевич Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения, но поистине гениально. Комедия "Горе от ума" разлетелась на крылатые фразы, четверостишье, выражения ещё не успев стать общеизвестной. Это ли не истинное признание. Мы часто говорим: "А судьи кто?", "Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног", "Ужасный век!", "Друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок", не задумываясь, что это фразы из гениальной комедии "Горе от ума".
Грибоедов не только точно и правдиво изобразил характеры героев первой четверти XIX века, но и подарил прекрасный кладезь мудрости, искрометного юмора, из которого мы черпаем более ста лет сокровища, а он всё не истощается. Не менее гениально создана картина жизни московского барства.
Действия комедии происходит в одном доме (дом Фамусова) за одни сутки, но оставляет впечатления мирного знакомства с жизнью московского дворянства. Это "и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая жгучая сатира". (Н. А. Гончаров).
Главный герой комедии «Горе от ума»-- Чацкий. Он - человек новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот. Главная его идея - гражданское служение отечеству. Он не хочет мириться с несправедливым общественным устройством, стремится "служить
делу, а не лицам". Его отличают истинная культура и просвещённость, уважение к русскому человеку, собственного достоинства. Самое ненавистное для Чацкого - рабство во всех его проявлениях.
Комедия "Горе от ума" была закончена Грибоедовым в 1824 году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни автора ни разу не появлялась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии переписывалась от руки, а списки распространялись по России. К моменту первых театральных постановок "Горе от ума" зрители знали текст комедии наизусть.
"Горе от ума", как политическая комедия, сразу же была воспринята правильно и получила высокую оценку декабристов.
Прочитаны первые страницы комедии ... Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нём и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нём как о человеке весёлом, остроумным, а Софья, дочь Фамусова. и слышать не хочет о Чацком? А в последствие я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и тревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с первых же страниц заинтересовала меня.
Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова. друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернёров. "Привычка вместе быть день каждый неразлучно" связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже "скучно" в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он "съехал", то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством, но и любовь к девушке не отвлекла его от стремления к знаниям, к изучению жизни.
Он отправляется "странствовать". Прошло три года ... И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлён, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья - то любит не его, а секретаря своего отца хитрого лжеца Молчалина. Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяет ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека истинно любящего свою Родину.
Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но вскоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.
в доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником" свободной жизни", выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие "отцов отечества", их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает "нынешних гордецов", как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.
Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до "белого каления" и высказать

свою правду.

Гнев и обиды гражданина предают ему энергию.

Читая комедию, я всё больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес крепостников.
Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, ­олицетворение подлости, невежества. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар, сочиняя сплетню о сумасшествия Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной. Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова, когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший - значит "вольнодумец". Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: "Чай, пил не полетам", но Фамусов твердо уверен:
Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что ныне пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Затем предлагаются различные меры борьбы с "безумием".
Полковник Скалозуб, самовлюблённый, тупой, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:
Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по - нашему; раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.
А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за своё свободомыслие, он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, - возводит на него гнусную клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.
И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов.
Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признаётся девушке в любви, но горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин "снимает маску": он признается Лизе, что "в Софье Павловне нет ничего завидного", что влюблен он в неё "по должности", "который кормит и поит, а иногда и чином подарит". Гнев и стыд терзают Чацкого: "Вот я пожертвован кому!". Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник ­Молчалин, низкий лицемер и обманщик, "глупец", "услужник знаменитый", убеждённый в том, что "в его лета", в его чине "не должно сметь свое суждение иметь", но должно, "угождая всем, и награждения брать и весело ложить" .
Софья, направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в это жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена ещё одна рана: он узнаёт, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет ни когда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая "мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых", он намеревается "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок."
А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней, но Чацкий, причислив её к миру своих врагов, убежден, что "другой найдется благонравный низкопоклонник и делец." Может быть прав наш герой. Ведь Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не принесла бы счастья человеку, имеющему определённое мнение о крепостном праве, просвещения, службе. Не даром декабристы видели в Чацком своего единомышленника.
Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка, не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовкого общества, погубившего её.
Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной куль туры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости и в нашей жизни.
Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.
Грибоедов рисует своего героя не побеждённым, не смотря на пережитую личную драму, а победителем. Это отметил Гончаров: "один в поле не воин." Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель! Комедия поразила современников не только остротой общественно-политических проблем, но и художественной новизной, оригинальностью формы.
Современники видели новаторство комедии в том, что, продолжая традиции классицизма Грибоедов ввел в пьесу черты реализма (даже есть отдельные черты романтизма).
Заслугой драматурга явилось и то, что он создал типатические образы. Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей - Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное разнообразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде "Мильон терзаний" (1871 год). Он отмечал наличие в пьесе двух "пружин" , которые движут развитием действия: в первой части - это любовь Чацкого к Софье, а во второй - сплетни о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку "с", когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом "с" выражается стремление угодить. Язык Чацкого - язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов ("Мы с нею вместе не служили", "За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею ").
Пушкин отмечал особенности языка "Горе от ума", подчеркивая, что половина стихов комедии "войдёт в пословицы и поговорки". Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками ("Счастливые часов не наблюдают", "Злые языки страшнее пистолета" и другие).
Эту особенность подчеркнул Гончаров, говоря, что
заслугой драматурга явилось и то, что он создал типатические образы. Своеобразием комедии было наличие в пьесе множества внесценических персонажей, что дало возможность поэту показать всю Россию, наличие двух лагерей - Фамусовых и Чацких.
Ярко раскрыл художественное разнообразие комедии Грибоедова Гончаров в критическом этюде "Мильон терзаний" (1871 год). Он отмечал наличие в пьесе двух "пружин" , которые движут развитием действия: в первой части - это любовь Чацкого к Софье, а во второй - сплетни о безумии Чацкого. Образы героев развиваются в ходе самого действия.
Особое место в раскрытии характеров персонажей имеют языковые характеристики. Например, Молчалин употребляет частичку "с", когда говорит с людьми высшего ранга (да-с, два-с, с бумагами-с). В этом "с" выражается стремление угодить. Язык Чацкого - язык оратора. В его речи много слов публицистического стиля. Язык Скалозуба напоминает язык воинских уставов ("Мы с нею вместе не служили", "За третье августа; засели мы в траншею: ему дан с бантом, мне на шею ").
Пушкин отмечал особенности языка "Горе от ума", подчеркивая, что половина стихов комедии "войдёт в пословицы и поговорки". Он оказался прав. Очень многие реплики героев комедии стали пословицами и поговорками ("Счастливые часов не наблюдают", "Злые языки страшнее пистолета" и другие).
Эту особенность подчеркнул Гончаров, говоря, что
«грамотная масса ... обратила мильон в гривенники", выучив "Горе от ума" наизусть.
Гончаров писал о комедии в 1871 году, когда прошло уже много лет с момента её создания, но она не потеряла своей свежести и моложавости.
Прошло более ста лет с тех пор, как были написаны эти слова, но комедия по-прежнему не сходит со сцен наших театров. Она поистине бессмертна!
Комедия появилась накануне восстания декабристов. Она отразила общественную жизнь страны и те изменения, которые произошли в России после Отечественной войны 1812 года.
Пьеса имела огромный успех, была восторженно встречена всеми передовыми людьми России. По словам Пушкина, комедия "произвела неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с нашими первыми поэтами".
"Горе от ума" - комедия социально-политическая.
В ней поставлены злободневные вопросы того времени: о крепостном праве, о государственной службе, о просвещении, воспитании, рабском подражании и презрении ко всему национальному, народному. В основе конфликта лежит столкновение между веком нынешним и минувшим. Представителем "века нынешнего" является Чацкий, а "века минувшего" - фамусовское общество.
Чацкий - выразитель идей декабристов. Он выступает против
крепостного права, "несторов негодяев знатных".
Представители фамусовского общества видят в службе источник наживы. Например, полковник Скалозуб не стесняется в выборе путей для продвижения по службе:
Довольно счастлив я в товарищах своих,
Вакансии как рас открыты,
То старших выключай иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Для Фамусова Скалозуб завидный жених, потому что он "и золотой мешок, и метит в генералы" и "выгод тьму по службе получил".
Фамусовщина - это косность, реакция, рутина, болото.
Представители фамусовской Москвы больше всего на свете боятся проявления вольности: "Они тотчас: разбой! пожар!" Главную причину возникновения вольнодумства они видят в учении.
В образе Павла Афанасьевича Фамусова мы видим типичного московского барина. Он богат, самовлюблен, вполне доволен жизнью, где всё подчинено ему, установленному им порядку. Так иллюзорно мыслит Фамусов. Павел Афанасьевич хлопочет день целый. По его словам:
"По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!"
Фамусов возмущен нравами, когда молодёжь пьпается учить старших, вмешиваться в жизнь:
"Ужасный век! Не знаешь что начать!
Все умудрились не по летам!
А пуще дочери, да сами добряки,"
Он видит причину этому в чрезмерной свободе нравов. Павел Афанасьевич считает себя вправе всех учить, всем давать наставления. Он богат, а значит, считает себя хозяином жизни, дающем приют, работу, способ существовать многочисленным людишкам. Он их презирает, уважая только вышестоящих, завидуя умению некоторых возвыситься, мгновенно разбогатеть. Причем способы его не смущают. Его идеалом является Максим Петрович:
"В чины выводит, ибо и пенсии дает!" а также полковник Скалозуб:
не по летам и чин завидный."
Комедия актуальна и в наши дни. Борьба нового со старым есть закон жизни, и пока существует эта борьба, жизнь будет двигаться вперед, трудно, болезненно, преодолевая препятствия.
Эта комедия привлекла меня точностью характеристик персонажей, необыкновенная живость языка; что ни фраза, то почти афоризм. Недаром крылатые выражения из этой комедии сохранились и по сей день. Я думаю, что не будь у комедии других достоинств, она сохранила бы к себе интерес читателей благодаря яркости языка. Но это только одно достоинство произведения.
Рассматривая комедию "Горе от ума", выдвигают на первый план столкновение героев на идейной почве, забывая, что Чацкого,
объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его. Наш герой с возмущением говорит.
"Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышим воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет".
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.